ranima_miller


Журнал непутевых зарисовок


Previous Entry Share Next Entry
Выборг: свой среди чужих, чужой среди своих
ranima_miller
Часть III
Парк Монрепо

"...Но кто же проедет Выборг, не взглянув, в двух верстах от него, на прекрасное местоположение, где барон Николаи воздвиг, вдали от шума света, посреди колоссальных утесов, свой Монрепо, прелестное уединение, в котором и человек мечтательный и любитель светской жизни равно найдут удовольствие."
Е. И. Паррот, академик. 1840 г.
Немного истории
(Информация взята с официального сайта Монрепо).
Остров Слотсхолмен  (Твердыш), в северной части которого расположен музей-заповедник "Парк Монрепо", назывался раньше Замковым островом. Когда Выборг входил в состав королевства Швеции, земля на острове принадлежала казне и управлялась наместником Выборгского замка. В середине XVI в. здесь появилась коронная сельскохозяйственная усадьба Лилль Ладугорд.
В 1760 году земля Лилль Ладугорда была отдана в потомственное пользование коменданту Выборгской крепости Петру Ступишину (1718-1782). К 1770 году он устроил здесь свою загородную дачу и начал первые работы по созданию парка, который он назвал Шарлоттендол, в честь своей жены.
В 1788 г. Монрепо приобретает в пользование секретарь великой княгини Марии Фёдоровны барон Людвиг Генрих фон Николаи (1737-1820), немецкий поэт и писатель, один из воспитателей Великого князя Павла Петровича, будущий президент (с 1798-го по 1803 гг.) Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге. При нем пейзажный парк расширяется до современных размеров. в течение двух десятилетий ведутся работы по разбивке аллей, созданию берегоукреплений и набережных, возводятся павильоны, устраиваются гроты, устанавливаются скульптуры. Концепцию своего парка Николаи излагает в поэме "Имение Монрепо в Финляндии":

Познать намеренья природы в каждом месте,
Угадывать и быть в согласье с ней,
Как слабой, так и удрученной,
Усилить впечатленье, коль молчит,
Сокровищами ощущений и искусства.
Ее пробелы заполнять
И изменять, подобно ей, картины
То плавным переходом, то смешеньем,
С умом выстраивая в ряд —
Вот в этом мастерство садовника-поэта...
Л. Николаи. "Имение Монрепо в Финляндии"

Опираясь на неосуществлённые замыслы отца, но претворяя их в жизнь сообразно собственному вкусу, Пауль придал парку Монрепо те черты, что до сих пор оказывают сильное эмоциональное воздействие на посетителей.
После революции в октябре 1917 г. и последовавшего за ней обретения Финляндией независимости, семья Николаи остаётся в Монрепо. Территория имения в это время заметно сокращается, так как владельцы уступают большую часть земли городу Выборгу под развивающиеся посёлки.
В первые послевоенные годы территория бывшего имения Монрепо используется в качестве базы отдыха для военнослужащих. В 1952 г. Монрепо становится парком культуры и отдыха (ЦПКиО) имени М.И.Калинина. К началу 1960-х гг. все деревянные парковые павильоны, а также скульптура, включая памятники на фамильном кладбище, были утрачены. В
Возрождение началось только в конце 80-х. В 1988 г. решением Совета министров РСФСР был образован Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник "Парк Монрепо".
А теперь идем на прогулку
На пути к парку проходим мимо железной дороги, проложенной в скалах.

Вот он, вход в парк. Главные усадебные ворота.
На входе нас встретила вот такая карта с маршрутами
Зеленым цветом отмечены современные дорожки, а черным цветом выделена каменная ограда парка.
Но нами не все дорожки были исхожены. Мы не были в правой части парка.



Каменная сторона
Эти мшистые громады
Сердце тянут как магнит.
Что от смертного вам надо,
Что за тайна здесь лежит?
Л. Николаи


Огромные камни повсюду: чистые и заросшие мхом, нависающие над головой или приглашающие присесть и отдохнуть.
По камням простираются корни деревьев как змеи...




...или создают скульптуру осьминога...
...или имитируют водопад...
Грот исполнения желаний
Надо пройти сквозь узкий проход - и задуманное должно обязательно сбыться (со временем узнаем насколько это правда).
Его длина всего пара шагов, так что на раздумья нет времени. Кстати,
загадывать можно только доброе желание, иначе каменная плита обрушится прямо на голову :)
Скульптура "Вяйнямейнен, играющий на кантеле"
изображает героя карело-финского эпоса «Калевала».


Недалеко - небольшая, дикая пещера.
Вот поднялся Вяйнемёйнен,
Стал ногами на прибрежье,
На омытый морем остров,
На равнину без деревьев.
Много лет затем он прожил,
Год за годом проживал он
Там, на острове безлюдном,
На равнине без деревьев.
Из эпоса "Калевала"


Старый  Вяйнемёйнен сидел на скале на берегу шхеры среди гранитных скал с глубокими трещинами. Скалы охватывали его со всех сторон, и наверху над ним среди поросших соснами вершин в разрывах скал видно было небо.
К сожалению, памятник этот был утрачен. А сравнительно недавно появившийся на том же месте новый памятник Вяйнемёйнену тоже успел пострадать от рук вандалов.

Конец света
Так называется место, где заканчивается историческая часть парка Монрепо и начинается «дикая» часть. Семь гранитных ступеней ведут на небольшую каменную площадку, которая и носит интригующее название «Конец света».
Остров Людвигштайн и капелла Людвигсбург.

Неофициально остров называют "Островом мертвых".
Только на миг принадлежал этот холм мне
И навеки принадлежу я ему.
Л.Николаи

В греческой мифологии значимуюроль занимал миф о Хароне, лодочнике, перевозящем души умерших через реку Стикс в царство мертвых. После смерти Андрея Львовича (Людвиг – имя Андрея Николаи, данное ему при рождении) наследник имения добивается возведения на вершине скалы готической капеллы, а после этого превращает остров в семейный некрополь. Сюда переносятся останки родителей Павла Андреевича, а сам остров связывается с берегом паромной переправой. И капелла, и скала именуются в честь старшего Николаи, но на немецкий лад: Людвигсбург и Людвигштайн.
Часовня рода Николаи и переправа в конце XIX - начала XX вв.


"Остров мёртвых"
Пейзаж отдаленно напоминает картину швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина  "Остров мертвых".
Хотя, картина моложе Людвигштайна лет на 60 [всего Бёклин создал пять вариантов данной картины в период с 1880 по 1886 гг.] Да и нет подтверждения тому, что выборгский остров служил прототипом для создания знаменитого полотна.
Но все-таки смотря на картину, вспоминаешь Людвигштайн :)
Усыпальница Николаи в наши дни.
Именно с этой точки открывается ее очень живописный вид.
Я пробовала запечатлеть красоту острова в акварели, а Сашка купалась в этих водах))
Официально посещение острова Людвигштайн в настоящее время запрещено, хотя некоторые туристы всё же умудряются туда проникнуть: зимой по льду, а летом — на лодках. [Некоторые перебираются вброд (увы, среди посетителей хватает вандалов и любителей мусорить). Но если все же решиться пройти к острову вброд, то надо быть готовым к тому, что придется промокнуть по пояс. К тому же, дно грязное, каменистое и усыпано осколками, поэтому обязательно нужна с собой хорошую обувь. И одному тут пройти сложно — можно упасть, так что лучше идти вдвоем, держась за руки].

Вид от места расположения Храма Нептуна (Храм сгорел в 2011 г. От него остался лишь фундамент).


Другие художественные виды
Мы проходим мимо истинного Рая
В который никогда не проникал глаз черни
И который снаружи так незаметен...
Одни лишь чувства господствуют здесь.
Л. Николаи




?

Log in